Начальная школа

Признаки школьной дезадаптации у младших школьников

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

     Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки школьной дезадаптации

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может школьный психолог.

Советы родителям детей начальной школы на каждый день

1. Старайтесь замечать даже маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.

2. Учитесь безусловно любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он отличник, способный или хороший помощник.

3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом, через «я — сообщение»:

            — «Я разгневана тем, что … (ты пришел поздно домой)»,

            — «Я расстроена тем, что … (ты не выучил уроки)»,

            — «мне не нравится, что … (ты устроил дома беспорядок)», и т.п.

4. Учитесь формировать навыки самостоятельности у ребенка:

— если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему («давай вместе …»),

— личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом;

— по мере освоения ребенком новых навыков постепенно передавайте их ему на самостоятельное выполнение;

— постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему (например: «Ты хорошо справляешься с подготовкой уроков по математике, теперь давай сам (сама)»);

— наберитесь мужества и позвольте детям сделать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

5. Важно сформировать с начала учебной деятельности хобби ребенка с учетом его желаний, а не желаний родителей.

6. Избегайте приказов, угроз, морали и нравоучений, оскорблений и высмеиваний при общении с ребенком.

7. В общении с ребенком используйте «я – сообщение», «я — чувство». Больше хвалите, поощряйте самостоятельную деятельность ребенка. Будьте его союзником в позитивных начинаниях и его другом.

8. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими более благополучными детьми, меньше оценивайте его. Полюбите его недостатки, спросив себя: «Для чего моему ребенку лень?» («Для чего ему упрямство?» и т.п.)

Работайте вместе с ребенком над собой!

Развивайтесь вместе с Вашими детьми!

Запись на индивидуальную консультацию: 89246081421