Рекомендации для родителей (По формированию здорового образа жизни детей и подростков, профилактике употребления психоактивных веществ, продукции, содержащей алкоголь и табак).

В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью.

Такая ситуация отрицательно сказывается на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение здорового и разумного образа жизни.

Семья в тесном сотрудничестве со школой должна формировать у ребёнка навыки здорового образа жизни, помогать ему выстраивать здоровые отношения с социумом и самим собой.

Профилактическая работа – важнейшая составная часть воспитательного процесса семьи и школы.

В школе в неё включены все  участники образовательного процесса. 

Повышение компетентности родителей по вопросам профилактики зависимостей и формирования здорового образа жизни школьников проводится через родительские собрания, семейное консультирование, беседы с психологом. Мероприятия для учащихся проводятся ежегодно на протяжении всего учебного года: профилактические недели,  акции, тренинги, досуговые мероприятия, психолого-педагогические лектории, консультации, диагностические мероприятия, встречи с представителями сторонних организаций.

Учителя и администрация школы  систематически проходит обучение на курсах, в школе проводятся методические семинары для классных руководителей и совещания для педагогического коллектива  по вопросам профилактики.

Ежегодно учащиеся 7-11 классов (с согласия родителей и самих учащихся, достигших 15-летнего возраста) участвуют в социально-психологическом тестировании.  Тест помогает выявить степень психологической устойчивости школьников в трудных жизненных ситуациях, получить учащимся общее представление о своей психологической независимости.

Неблагоприятные микросоциальные факторы подростковой негативной зависимости – это, прежде всего, семейные факторы.

Выявлена отчетливая связь всех форм плохого обращения в детстве (регулярные физические наказания, жестокое обращение, эмоциональное пренебрежение) с текущим психологическим состоянием подростков и употреблением ими психоактивных веществ[1]. Оказалось, что даже такие общераспространенные негативные факты родительского поведения, как обвинения, оскорбления, критика (особенно, когда родители кричат, заставляют чувствовать подростка плохим, смущают в присутствии других людей) были значимыми факторами для употребления алкоголя подростками[2]

Отсутствие эмоциональной привязанности, отказ родителей обеспечить заботу и поддерживающее семейное окружение, установить высокие ожидания и контролировать поведение ребенка, проводить время с детьми и поддерживать открытую коммуникацию – все это подвышает риск несовершеннолетнего пьянства[3].

Напротив, наличие адекватного родительского контроля в сочетании с четкими, ясными семейными правилами существенно снижает мотивацию к употребления психоактивных веществ у подростков, даже в тех случаях, когда они примыкают к группе антисоциальных сверстников. Если подросток соблюдает установленные в семье границы, придерживается «комендантского часа», если родители знают, где и с кем находится их ребенок, и могут влиять на его поведение, то вероятность употребления ПАВ подростком снижается. Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально лые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти»[4]. Надпись: Иркутск, 2020г. 

Какую информацию родители должны дать ребенку об алкоголе и наркотиках?

У Вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения Ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но ни алкоголь, ни другие вещества не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков поможет сохранить здоровье, приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.

Какие меры должны предпринимать родители для предотвращения употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков?

Сохраните доверие ребенка к себе.Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор с подростком о вашем детстве, юности, о совершенных вами в прошлом ошибках, вашем собственном опыте. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих перед ребенком проблем. Важно ли скорее почувствовать себя взрослым? Или почувствовать новые ощущения? Или быть принятым в компанию сверстников? Когда вы будете рассказывать ребенку о своих проблемах, пусть даже прошлых, ему будет легче увидеть в вас друга. Общаясь с детьми, смотрите на окружающий мир глазами подростка, вспоминайте свои детские переживания. Это поможет вам разделить подростком его трудности, понять и уменьшить их.

Изучите своего ребенка.Вы должны иметь о нем ясное представление. Постарайтесь понять его мир. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Помните о своих границах как взрослой личности. Ваше влияние на поведение подростка может быть очень сильным, но оно никогда не бывает абсолютным. Дети растут, и в процессе их роста родительская авторитарность должна сменяться заботой и поддержкой. Подростки гораздо более приспособлены к жизни, чем это кажется взрослым. Слишком жёсткие ограничения, устанавливаемые взрослыми, приносят иногда больше вреда, чем пользы. Объясните детям, чего вы от них хотите. Ваше объяснение и намерения должны быть приняты ими. Дети должны знать, что их ожидает за несоблюдение правил поведения. Дайте им возможность высказать свое мнение по поводу установленных правил поведения и последствий их нарушения.

 Не позволяйте собой манипулировать.Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать.

Меньше говорите, больше делайте. Ваши беседы, особенно поначалу,  скорее всего, имеют нравоучительный характер. Они быстро становятся для подростка привычными, вырабатывают безразличие к своему содержанию. Ребенок их просто не слушает, делает вид, что является участником разговора, а на самом деле думает о своем, не слыша практически ни единого вашего слова.

Бесконечные разговоры о вреде потребления наркотиков не только не приносят никакой пользы, но зачастую дают противоположный эффект.

Устанавливайте разумные границы контроля за ребенком.

Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Разговаривая с ребенком, хорошо представляйте себе, зачем вы это делаете. Подтвердите свою любовь к ребенку.

Постарайтесь найти как можно больше времени для общения с ребенком и совместных занятий с ним. Вместе ходите в музеи, театры, на спортивные соревнования, формируйте традиции семейного общения и времяпрепровождения. Активно развивайте интересы и увлечения подростков. Интересуйтесь друзьями ребенка, приглашайте их к себе домой, общайтесь с ними. Помогите ребёнку найти себя, поверить в свои способности и возможности, направить его усилия на полезное для себя, реализацию положительных планов.

Обратите внимание на то, как вы сами относитесь к курению, выпивкам, самолечению. Если вы справились с привычным потреблением таких веществ, то ваш пример послужит образцом поведения для детей.

Если подросток обращается к вам за помощью, не наказывайте его. Ваша задача – помочь ему найти способ изменить жизнь в лучшую сторону. Не оставляйте достижение детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Таким образом, успешное решение задач воспитания здорового образа жизни и профилактики ПАВ возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Эффективным сотрудничество педагогической и родительской общественности будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.


[1] Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей / И.Н. Григович; Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. – 68 с.

[2] Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте // СПб.: Алетейя, 2001. – 219 с.

[3] Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации: Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников / Н.К. Харитонов, Л.О. Пережогин, А.С. Худяков, В.П. Колосов, А.Ю. Лесогоров; Под ред. Н.В. Вострокнутова. – М: Министерство Образования РФ, 2003. – 240 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.